Квинт Гораций Флакк
родился 8 декабря 65 до н. э. в семье вольноотпущенника, владельца скромного
имения в Венузии, римской военной колонии на юго-востоке Италии ..Отец Горация
был вольноотпущенником. Юридически дети вольноотпущенников приравнивались к
свободнорожденным. Гораций прошёл через все ступени образования, обычного у
римской знати своего времени: от первоначального обучения в школе Орбилия в
Риме, где он изучал «Латинскую Одиссею» Ливия Андроника и Гомера до
платоновской Академии в Афинах, где он занимался греческой литературой и
философией. (Академия того времени служила своего рода университетом или высшей
школой для молодой аристократии Рима; одним из «одноклассников» Горация был,
например, сын Цицерона.) В Афинах Гораций так хорошо овладел греческим,
что даже писал на нём стихи.Литературные и философские занятия Горация в Афинах
были прерваны гражданской войной, наступившей после убийства Цезаря в 44.
Осенью этого года, приблизительно через полгода после убийства Цезаря, в Афины
прибывает Брут. Посещая философские лекции, он вербует приверженцев
республиканского строя для борьбы с преемниками Цезаря — Антонием и Октавианом.
Как и Цицерон, Гораций становится сторонником дела республики и присоединяется
к Бруту.Гораций поступает в армию Брута и получает даже несколько неожиданную
для сына вольноотпущенника должность военного трибуна (tribunus militum), то
есть офицера легиона; должности военных трибунов занимали в основном дети
всадников и сенаторов, и она являлась первым шагом в карьере военного или
магистрата. Этот факт позволяет предположить, что к этому времени Гораций
(скорее всего, не без денег отца) обладал суммой в 400 000 сестерциев, то есть
цензом, необходимым для зачисления в сословие всадников, какая сумма позже
позволила ему вкупиться в коллегию писцов.
В битве при
Филиппах в ноябре 42 войско Брута и Кассия было рассеяно и обращено в бегство,
после чего оба Брут и Кассий кончают самоубийством. После этого поражения
Гораций пересматривает свою позицию и отказывается от какой-либо деятельности в
этом направлении. Впоследствии Гораций неоднократно упоминает о своих ранних
республиканских «иллюзиях» и авантюре, которая могла оказаться для него
роковой. В одной из Од он обращается к своему другу Помпею, который также
принимал участие в сражении при Филиппах, где сообщает, что выжил только
«бросив щит и бежав с поля боя» (что, между прочим, считалось первым признаком
трусости).
В
Италию он возвращается, вероятно, в начале 41. Отца уже не было в живых; его
родина, Венузия, попала в число городов, отданных ветеранам Цезаря, и
наследственное имущество Горация оказывается конфискованным. После амнистии,
объявленной в 40 г. сторонникам Брута, он приезжает в Рим и остается там.
Несмотря на собственные жалобы о бедности, которая заставляет его заняться
поэзией, Гораций имеет достаточно средств, чтобы вкупиться в коллегию
квесторских писцов (по ведомству государственных финансов). Римское общество
относилось с предубеждением к оплачиваемому труду, но на некоторые
квалифицированные профессии такое отношение не распространялось; пожизненные
должности этой коллегии считались почетными. Гораций работает секретарем
(scriba quaestorius), что обеспечивает ему возможность жить в Риме и заниматься
литературой. Вергилий вводит Горация в литературный кружок известного
сотрудника Августа - Мецената, который делается его другом и покровителем,
представляет его Октавиану и даже дарит ему новое поместье (близ теперешнего
Тиволи). Из республиканца Гораций становится приверженцем нового режима
монархии, певцом Августа, в лице которого романтически настроенная
интеллигенция, лелеявшая республиканский идеал, видела "восстановителя
республики". И Октавиан старался приблизить Горация к себе как
поэта-выходца из среды вольноотпущенников, - из той социальной группы, которая,
богатея от торговли и вытесняя родовую аристократию, была надежной опорой
нового режима и скоро приспособилась к нему. Вместе с современной романтически
настроенной интеллигенцией Гораций приходит к стоико-эпикурейской философии,
проповедующей презрение к богатству и роскоши, "золотую середину",
умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом
вина. Это учение послужило той призмой, через которую Гораций начал
рассматривать явления жизни. И в тех случаях, когда эти явления вступали в
противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Горация на
сатирический лад. Такая философия вызывала у него, как и у многих его
современников, романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних
римлян. Она же отчасти определила и форму его произведений - форму разговора по
образцу так наз. философской "диатрибы" - диалога с мнимым
собеседником, возражения которого автором опровергаются. У Горация
"диатриба" чаще видоизменяется в разговор автора с определенными
лицами или, реже, в беседу разных лиц. Такова форма его "Сатир"
(по-римски - сатира - "смесь" (первая кн. закончена в 35, вторая - в
30 г.). Гораций сам называет их - "Разговоры". Это написанные
гекзаметром беседы на разные темы, иногда в форме чистой "диатрибы".
Они представляют собой сатиры в нашем смысле слова: или моралистического
характера (против роскоши, зависти и пр.; о преимуществах деревенской жизни, с
баснею о городской и сельской мыши, впоследствии переработанной Ла Фонтеном),
или инвективы нефилософские, или просто описания. "Разговоры" Горация
- настоящие "causeries"; в обстановке зарождающейся монархии в них
нет чувства политической независимости, характерного для сатир Луцилия,
последователем которого Гораций себя считал. Параллельно с сатирами Гораций
писал "Эподы" - стихотворения, близкие по духу к сатирам, но
написанные большей частью ямбическим двустишием (есть и другие размеры): в нем
длинный стих заключается более коротким "эподом" (отсюда и название).
В одних эподах - резкие инвективы, напр. нападки на римлян за продолжительную
гражданскую войну, - в других отразилось романтическое бегство от современности
(эп. 7 и 16), зов за океан "в страну блаженных" (эп. 16); некоторые
эподы чужды политики: в них поэт воспевает прелести деревни (эп. 2),
откликается на текущие события (эп. 8 - гимн победе Октавиана при Акциуме и т.
п.). К сатирам и эподам примыкают "Послания" - написанные гекзаметром
письма разным лицам, с которыми Гораций так же "разговаривает", как и
в "Сатирах". В 1 кн. развиваются любимые Горацием темы философского
характера, иногда в форме "диатрибы". Интереснее литературные письма
2 книги; среди них важно отметить "Послание к Пизонам" (Epistola ad
Pisones), названное позднее "Ars poëtica". Несколько особое место
занимают чисто лирические стихотворения Горация - оды (три первых книги изд. в
22, а четвертая - в 13). По форме они отличны от диалогов, обычных у Гораций
(хотя и среди них встречается диалог в III, 9). Это иногда очень изящные,
написанные разными размерами небольшие стихотворения, то отражающие перипетии
любви поэта, то посвященные льстивому восхвалению Августа и его деяний, то
проповедующие все ту же мораль умеренности и квиетизма. В 30 оде третьей кн.
Гораций сулит себе бессмертие как поэту (ср. "Памятник" Державина и
Пушкина). Гораций в "Одах" подражает по форме, а иногда и по
содержанию, греческим лирикам: Алкею, Анакреонту, Пиндару и др., но
разрабатывает свои темы, как римлянин времен Октавиана. Сделавшись придворным
поэтом Августа, Гораций в 18 г. до н. эры написал по его заказу "Песнь
столетия" (Carmen saeculare) для всенародного празднества, справлявшегося
каждые 110 лет; это - прославление Аполлона и Дианы и молитва о могуществе
Рима.
Гораций далек от народной массы Рима; "Августов певец" (по
выражению Пушкина), он "ненавидел невежественную чернь" (революция,
как он сам сказал, заставила его презирать толпу). Гораций вполне проявляет
себя в "Сатирах", "Эподах" и "Посланиях": это -
публицист, предпочитающий форму беседы, и поэт-реалист, в духе буржуазии
торгово-капиталистического Рима. "Сатиры" и "Послания" -
это в сущности большей частью проза, облеченная в мастерскую форму стиха;
поэтичнее "Эподы", но и в них, подражая (не впервые в римской поэзии)
ямбам Архилоха, Гораций значительно уступает этому греческому лирику в силе и
безыскусственности. Своеобразно у Горация лишь эподическое построение. И в
"Одах", иногда высоко поэтичных, нет страстности греческой лирики:
Гораций, писавший эти произведения в зрелые годы, несомненно ниже в этом жанре
Катулла по силе чувства и порыва. В метрическом построении од у Горация,
благодаря влиянию на него современных ему метрических теорий, уже нет свободы
трактовки, характерной для его греческих образцов. В Риме Горация читали в
школах, составляли комментарии к его произведениям, ему подражали. У него
учились, его переводили в средние века, во времена "гуманизма". Но
культ Горация начался с XVII в. Много заимствует из его "Ars poëtica"
для своей "Поэтики" Буало; ему подражает Гёте, им восторгается Байрон
(см. "Чайльд-Гарольд", "Дон-Жуан"), его изучают Лессинг и
др. У нас подражал Горацию в своих сатирах Кан-темир; увлекались им - Пушкин
(перев. 7-й оды 2 кн. - "Памятник" и др.), Дельвиг, Майков и др. Смерть
Горация наступила от внезапной болезни, незадолго до его 57-летия, 27 ноября 8
года. Как указывает Светоний, умер Гораций «через пятьдесят девять дней после
смерти Мецената, на пятьдесят седьмом году жизни, наследником назначив Августа,
при свидетелях устно, так как мучимый приступом болезни был не в силах
подписать таблички завещания. Погребен и зарыт на окраине Эсквилина рядом с
могилой Мецената». Горация много читали не только в древности, но и в новое
время, поэтому до нас дошли все его произведения: сборник стихов «Ямбы», или
«Эподы», две книги сатир («Беседы»), четыре книги лирических стихотворений,
известных под названием «Оды», юбилейный гимн «Песнь столетия» и две книги
посланий. |