«Школа - это прежде всего, книга,
а воспитание - прежде всего, слово, книга
и живые человеческие отношения».
В.А. Сухомлинский
Программа развития школы направлена на реализацию личностно ориентированного образования.
ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ:
1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечного и информационно – библиографического обслуживания учащихся и педагогов.
2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой, поиску, отбору и умению оценивать информацию.
3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ
1. Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.
2. Информационная – представление возможности использования информации.
3. Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание учащихся.
ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ БИБЛИОТЕКИ:
- Общая площадь – 60,70 кв.м.
- Абонемент, читальный зал – совмещен.
- Библиотечное оборудование: стеллажи для книг, стеллажи для выставки –3шт. ,каталожный ящик, кафедра.
- Технические средства – компьютер
В 2011 – 2012 учебном году количество учащихся –405 чел.
Педагогический коллектив –33 чел.
Число посещений –2134 чел.
Книговыдача за год –5112 шт.
На 2011-2012 гг.
Объем фонда в целом.
Общий фонд –16070 экз.
В том числе учебники – 8201 экз.
Х/методическая литература –7869 экз.
В 2011 году поступило книг – 1511 экз.
Из них 57 экз. на башкирском языке (в основном учебники и х. /методическая литература для учителей).
Источник комплектования: Централизованное. Башучколлектор.
СПРАВОЧНЫЙ – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ.
- Систематический каталог.
- Картотека учебников.
- Картотека статей.
Ведется работа по составлению алфавитного каталога названий произведений.
Для формирования у читателей интереса к чтению в библиотеке ведется индивидуальная и массовая форма работы.
За 2011– 2012 учебный год в библиотеке были оформлены выставки по темам:
1. «Башкортостан - мой край родной».
2. «Учение с увлечением».
4. Писатели юбиляры.
5. «Вас в сказку добрую зовем».
6. «В мире звезд»
7. «День родного языка»
8. «8 Марта Международный женский день - женщины герои Советского Союза»
9.Кн. выставка посвященная Петру I.
Оформление тематических стендов «Год космонавтмки», «Писатели юбиляры». « 2012г. - Год российской истории»
Проведены массовые мероприятия:
1. Проведен Устный журнал посвященный Дню республики « Башкортостан мой край родной» 1Б, 2А,2Б
2. Проведены библиотечные уроки для учащихся 1-4 классов:
- «Знакомство с библиотекой».
- «Правила пользования книгой».
-«В гостях у почемучки» Работа с энциклопедиями, словарями, справочниками.
3. Проведен час здоровья «Курение опасная привычка» 5А,3А.
4. Библиотечный урок посвященный правилам поведения на переменах, при пожаре, безопасность в доме. 2Б,1Б.
5 .Проведено мероприятие посвященное русскому писателю С.Т. Аксакову с презентацией и викториной к сказке «Аленький цветочек» 3А,3Б.
6. Оформление плаката с информацией День рождение смайла - нарисуй своего смайла. Оформление плаката к Всемирному дню улыбки - нарисуй улыбку.
7. Совместно с Модельной Детской библиотекой №30 проведена встреча с членом Союза писателей РБ, известной башкирской писательницей Фарзаной Губайдуллиной. Мероприятие, посвященное жизни и творчеству народному поэту Башкортостана Рами Ягафаровичу Гарипову.
8. 19 марта 2012 г. совместно с классным руководителем 5Акл. Каримовой И. Р. было проведено мероприятие «Откровенный разговор» - Беседа обсуждение по произведение Железникова «Чучело» о дружбе и толерантности.
Школьная библиотека готовит ряд подобных мероприятий.
Проводится помощь учителям в подборе литературы к педсоветам, праздникам, открытым урокам, помощь ученикам в оформлении рефератов.
Проводится обработка полученной литературы и расстановка ее в фонде.
Количество справок, выданных читателям –374 .
Количество учащихся, охваченных индивидуальным и групповым информированием –405 чел.
1.Докуметообеспеченность:
16070 : 438 =36
фонд в целом кол-во уч-ся в год
8201 : 438 =18
фонд учебников кол-во уч-ся в год
7869 : 438=17
фонд х/литературы кол-во уч-ся в год
2.Обращаемость:
5112 : 16070 =0,32
книговыдача за год фонд
3.Читаемость:
5112 : 2134 =2,39
книговыдача за год число посещений
4.Посещаемость:
2134 : 405=5,27
число посещений кол-во уч-ся в год
В нашей школе учащиеся с1-4 классы берут книги для внеклассного чтения, для рефератов, берут художественную литературу - сказки, приключения, повести-40%
Учащиеся среднего звена с 5-8 классы берут художественную литературу по программе, пишут рефераты, работают со словарями и энциклопедиями. Литературу для души берут только 25% учащихся.
Старшие классы берут в основном литературу для внеклассного чтения, для рефератов и докладов. Для подготовки рефератов, докладов литературу берут по всем предметам.
В целом школьная библиотека соответствует типу и виду образовательного учреждения. Информационные запросы читателей стараюсь выполнять. Веду тетрадь отказов.
При запросе фиксирую читательское и целевое назначение, требуемую полноту источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий.
Хотелось бы увеличить фонд художественной литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Сегодня так сильна озабоченность общества судьбой отечественной культуры, когда подростки и даже дети втягиваются в воронку рыночных отношений и перестают учиться. Интерес к книге и к чтению совершенно необходим для культурного развития. Книгу нельзя причислить к товарам повседневного спроса, но практически каждый человек ежедневно ею пользуется. Книга-духовная пища, без которой человечество не может обойтись, несмотря на стремительное и повсеместное развитие компьютерной системы информации. Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познаний для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к очередному парадоксу, из которых, впрочем состоит почти вся сегодняшняя история библиотечного дела в России. Внедряя все более активно в нашу жизнь и деятельность новые информационные и коммуникационные технологии, мы вынуждены все больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения.
Исследователи выделяют несколько обострившихся проблем, которые наблюдаются в последнее десятилетие в сфере детского чтения: Спад чтения для удовольствия (некоторые исследования показывают, что до 33% детей не любят читать; функциональная неграмотность; взаимодействие чтения и средств массовой информации; проблема массовой культуры в чтении детей и подростков - чтение боевиков и любовных романов).
Например- 73% опрошенных учащихся пятых классов ответили что они приходят в библиотеку с целью подготовки к докладам, урокам, рефератам, 52%-для того чтобы найти литературу для удовольствия, 20% ставят своей целью расширение кругозора.
Среди учащихся 10-х классов уже 95% посещают библиотеку с целью «делового чтения» и только 13% ищут чтение для удовольствия. Расширять кругозор считают необходимым лишь 9% десятиклассников.
Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие способности, формируют духовную основу личности. Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка. Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.