Приветствую Вас, Гость

«Школа - это прежде всего, книга,

а воспитание - прежде всего, слово, книга

и живые человеческие отношения».

В.А. Сухомлинский

Программа развития школы направлена на реализацию личностно ориентированного образования.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ:

1. Обеспечение учебно-воспитательного процесса путем библиотечного и информационно – библиографического обслуживания учащихся и педагогов.

2. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой, поиску, отбору и умению оценивать информацию.

3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

 ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

1. Образовательная – поддержка и обеспечение образовательных целей, сформированных в концепции школы и в школьной программе.

2. Информационная – представление возможности использования информации.

3. Культурная – организация мероприятий, воспитывающих культурное и социальное самосознание учащихся.

 ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ БИБЛИОТЕКИ:

- Общая площадь –  60,70 кв.м.

- Абонемент, читальный зал – совмещен.

- Библиотечное оборудование: стеллажи для книг, стеллажи для выставки –3шт. ,каталожный ящик, кафедра.

- Технические средства – компьютер

В 2011 – 2012 учебном году количество учащихся –405  чел.

Педагогический коллектив –33  чел.

Число посещений –2134  чел.

Книговыдача за год –5112  шт.

На 2011-2012 гг.

Объем фонда в целом.

Общий фонд –16070 экз.

В том числе учебники – 8201 экз.

Х/методическая литература –7869 экз.

В 2011 году поступило книг – 1511 экз.

Из них 57 экз. на башкирском языке (в основном учебники и х. /методическая литература для учителей).

Источник комплектования: Централизованное. Башучколлектор.

 

СПРАВОЧНЫЙ – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ БИБЛИОТЕКИ.

- Систематический каталог.

- Картотека учебников.

- Картотека статей.

Ведется работа по составлению алфавитного каталога названий произведений.

Для формирования у читателей интереса к чтению в библиотеке ведется индивидуальная и массовая форма работы.

За 2011– 2012 учебный год в библиотеке были оформлены выставки по темам:

1. «Башкортостан - мой край родной».

2. «Учение с увлечением».

4. Писатели юбиляры.

5. «Вас в сказку добрую зовем».

6. «В мире звезд»

7. «День родного языка»

8. «8 Марта Международный женский день - женщины герои Советского Союза»

9.Кн. выставка посвященная Петру I.

Оформление тематических стендов «Год космонавтмки», «Писатели юбиляры». « 2012г. - Год российской истории»

Проведены массовые мероприятия:

1. Проведен Устный журнал посвященный Дню республики « Башкортостан мой край родной» 1Б, 2А,2Б

2.  Проведены библиотечные уроки для учащихся 1-4 классов:

- «Знакомство с библиотекой».

- «Правила пользования книгой».

-«В гостях у почемучки» Работа с энциклопедиями, словарями, справочниками.

3. Проведен час здоровья «Курение опасная привычка» 5А,3А.

4. Библиотечный урок посвященный правилам поведения на переменах, при пожаре, безопасность в доме. 2Б,1Б.

5 .Проведено мероприятие посвященное русскому писателю С.Т. Аксакову с презентацией и викториной к сказке «Аленький цветочек» 3А,3Б.

6. Оформление плаката с информацией День рождение смайла - нарисуй своего смайла. Оформление плаката к Всемирному дню улыбки - нарисуй улыбку.

7. Совместно с Модельной Детской библиотекой №30 проведена встреча с членом Союза писателей РБ, известной башкирской писательницей Фарзаной Губайдуллиной. Мероприятие, посвященное жизни и творчеству народному поэту Башкортостана Рами Ягафаровичу Гарипову.

8. 19 марта 2012 г. совместно с классным руководителем 5Акл. Каримовой И. Р. было проведено мероприятие «Откровенный разговор» - Беседа обсуждение по произведение Железникова «Чучело» о дружбе и толерантности.

Школьная библиотека готовит ряд подобных мероприятий.

 

Проводится помощь учителям в подборе литературы к педсоветам, праздникам, открытым урокам, помощь ученикам в оформлении рефератов.

Проводится обработка полученной литературы и расстановка ее в фонде.

Количество справок, выданных читателям –374 .

Количество учащихся, охваченных индивидуальным и групповым информированием –405  чел.

1.Докуметообеспеченность:

         16070                  :        438   =36

    фонд в целом                  кол-во уч-ся в год

         8201 :                  438   =18

    фонд учебников             кол-во уч-ся в год

         7869 :                  438=17

    фонд х/литературы       кол-во уч-ся в год

 

2.Обращаемость:

         5112           :                  16070         =0,32

    книговыдача за год                    фонд

3.Читаемость:

         5112           :                  2134 =2,39

    книговыдача за год         число посещений

4.Посещаемость:

         2134           :                  405=5,27

    число посещений            кол-во уч-ся в год

В нашей школе учащиеся с1-4 классы берут книги для внеклассного  чтения, для рефератов,  берут художественную литературу - сказки, приключения, повести-40%

Учащиеся среднего звена с 5-8 классы берут художественную литературу по программе, пишут рефераты, работают со словарями и энциклопедиями. Литературу для души берут только 25% учащихся.

Старшие классы берут в основном литературу для внеклассного чтения, для рефератов и докладов. Для подготовки рефератов, докладов литературу берут по всем предметам.

В целом школьная библиотека соответствует типу и виду образовательного учреждения. Информационные запросы читателей стараюсь выполнять. Веду тетрадь отказов.

При запросе фиксирую читательское и целевое назначение, требуемую полноту источников, типы, виды и хронологические рамки запрашиваемых изданий.

Хотелось бы увеличить фонд художественной литературы.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Сегодня так сильна озабоченность общества судьбой отечественной культуры, когда подростки и даже дети втягиваются в воронку рыночных отношений и перестают учиться. Интерес к книге и к чтению совершенно необходим для культурного развития. Книгу нельзя причислить к товарам повседневного спроса, но практически каждый человек ежедневно ею пользуется. Книга-духовная пища, без которой человечество не может обойтись, несмотря на стремительное и повсеместное развитие компьютерной системы информации. Компьютерные технологии, которые все больше входят в нашу жизнь и быт, бесспорно, расширяют возможности познаний для подрастающего поколения, увеличивая доступ к информации. Однако эта тенденция приводит к очередному парадоксу, из  которых, впрочем состоит почти вся сегодняшняя история библиотечного дела в России. Внедряя все более активно в нашу жизнь и деятельность новые информационные и коммуникационные технологии, мы вынуждены все больше говорить о проблемах детского и юношеского чтения.

Исследователи выделяют несколько обострившихся проблем, которые наблюдаются в последнее десятилетие в сфере детского чтения: Спад чтения для удовольствия (некоторые исследования показывают, что до 33% детей не любят читать; функциональная неграмотность; взаимодействие чтения и средств массовой информации; проблема массовой культуры в чтении детей и подростков - чтение боевиков и любовных романов).

    Например- 73% опрошенных учащихся пятых классов ответили что они приходят в библиотеку с целью подготовки к  докладам, урокам, рефератам, 52%-для того чтобы найти литературу для удовольствия, 20% ставят своей целью расширение кругозора.

     Среди учащихся 10-х классов уже 95% посещают библиотеку с целью «делового чтения» и только 13% ищут чтение для удовольствия. Расширять кругозор считают необходимым лишь 9% десятиклассников.

     Роль книги и чтения бесспорны в нравственном, интеллектуальном, эстетическом развитии детей и подростков, они развивают грамотность, общий культурный уровень, расширяют эмоциональный мир человека, подстегивают творческие способности, формируют духовную основу личности. Школа ставит задачу - создать условия для раскрытия творческого потенциала ребенка. Библиотека, являясь элементом образовательной среды, способна активизировать творческий, интеллектуальный потенциал ребенка. Главная задача любой школьной библиотеки как информационного центра является оказание помощи учащимся и учителям в учебно-воспитательном процессе.